Лев Семенович Выготский
(17 Ноября 1896 – 11 Июня 1934 гг.)
«Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности...».
17 ноября 2023 года — в Год педагога и наставника — исполняется 127 лет со дня рождения Льва Выготского — советского психолога, педагога и педолога. Он известен как автор культурно-исторической теории в психологии, основатель социального конструктивизма и современной коррекционной педагогики.
Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку. Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.
Основные труды Выготского по педагогике: «Педагогическая психология», «Мышление и речь», «Инструментальный метод в педологии», «Проблема культурного развития ребёнка», «Умственное развитие детей в процессе обучения».
Цитаты Льва Выготского об образовании и воспитании
- «В процессе воспитания учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения».
- «Ученик воспитывается сам. Лекция, преподносимая учителем в готовом виде, может многому научить, но воспитывает она только умение и желание, ничего не делая и не проверяя, пользоваться всем из чужих рук. Для нынешнего воспитания не так важно научить известному количеству знания, как воспитать умение приобретать эти знания и пользоваться ими. А это достигается только (как и всё в жизни) в процессе работы».
- «Активность ребёнка позволяет каждый предмет поставить в личные отношения к нему, сделать делом его личного успеха. Сюда же относится соединение учебных занятий с жизнью, требование, чтобы каждое вновь сообщаемое знание присоединялось к уже известному и поясняло ученику что-нибудь новое».
- «Трудно представить себе что-либо более непсихологическое, чем прежняя система обучения, когда ребёнок изучал арифметику, алгебру, немецкий язык, совершенно не понимая, что к чему относится и для чего ему это нужно. Если при этом возникал интерес, то это происходило всякий раз случайно, независимо от воли учителя».
- «Итак, первое требование, которое мы предъявляем к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и так далее. Только точные знания, точный расчёт и трезвая мысль могут сделаться истинными орудиями.
Интересные факты о Льве Выготском
- Выготский был прекрасным рассказчиком. На его лекциях в Москве аудитории обычно были переполнены. Тем, кому места не хватало, смотрели с улицы, через открытые окна.
- Вероятно, главным увлечением Льва Выготского осталась литература. Когда весной 1934 года, незадолго до смерти, его, измученного туберкулёзом, отправили в лечебный санаторий, он взял с собой всего одну книгу — «Гамлета». Трагедию Шекспира он любил с юности и пронёс интерес к ней через всю жизнь.
- А вот книги самого Выготского вскоре после его смерти не только забыли на долгие годы, но даже сжигали. В 2007 году внучка Льва Семёновича и директор Института психологии им. Л. С. Выготского РГГУ Елена Кравцова рассказывала: «Те, кто работал со Львом Семёновичем в Институте на Погодинке (где проходили его знаменитые сеансы), рассказывали: в 1937-м, через год после выхода Постановления „О педологических извращениях“, во дворе сложили внушительный костёр, который у всех присутствующих вызывал навязчивые ассоциации со средневековыми расправами инквизиции. На этом костре, среди прочего, жгли книги и материалы Выготского. Их в Институте немало хранилось. А сотрудников — бывших друзей и соратников — выгоняли во двор смотреть, как всё это горит. Чтобы неповадно было не только так писать, но и читать. Даже думать так же».
- Идеи Выготского получили широкое распространение и в России, и за рубежом через много лет после смерти учёного. А сегодня он входит в число самых известных психологов в мире, его теории активно изучают, разработанные им психологические принципы и законы используются.
- Однако ряд исследователей уже предупреждает о сложившемся «культе Выготского»: они предлагают критически подойти к наследию психолога и указывают, что за прошедшее время многие его идеи были поняты превратно либо искажены — например, из-за неверных переводов за рубежом.