Ø В 2024 году празднуется 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ), однако в общей сложности магистраль строили около 90 лет и продолжают строит до сих пор.
Ø Еще в царской России хотели проложить железнодорожный путь по линии нынешней Байкало – Амурской магистрали. С 1888 года стали обсуждать проект, была отправлена специальная экспедиция. За три месяца 1889 года отряд прошел тысячу километров. Выводы сделанные руководителем экспедиции были неутешительными, он считал что местность по которой будет пролегать трасса настолько сложна, что Россия в данным момент не в состоянии начать ее строительство.
Ø В 1924 году в Советском Союзе заговорили о необходимости постройке такой дороги. Дорога была необходима на случай войны с Японией и для транспортировки полезных ископаемых.
Ø В 1930 году была начата разработка планов по строительству дороги с выходом к Тихому океану
Ø В 1932 году было принято постановлении Совета народных комиссаров СССР «О строительстве Байкало – Амурской железной дороги»
Ø В 1933 году на станции БАМ были уложены первые метры рельсов в северном направлении в сторону поселка Тындинский.
Ø Полномасштабная стройка магистрали – от Советской Гавани до Тайшета началась в 1937 году.
Ø Людей для строительства не хватало, тогда было принято решение привлечь на работу заключенных.
Ø После Великой Отечественной войны к строительству БАМа привлекли около 200 тысяч японских военнопленных.
Ø В 1953 году после смерти Сталина строительство было приостановлено почти на двадцать лет
Ø 1974 год считают годом второго рождения БАМа. 50 лет назад БАМ был объявлен «всесоюзной ударной комсомольской стройкой»: на строительство поехали тысячи молодых людей со всей страны. Всего в строительстве БАМа за всю его историю участвовало около двух миллионов человек.
Ø Большая часть Байкало – Амурской магистрали пролегает в зоне вечно мерзлоты, что является поразительным фактом.
Ø БАМ пересекает семь горных хребтов и более 3000 водных преград, среди них 11 крупных и множество небольших рек.
Ø Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа. На трассе было пробито восемь тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков
Ø 29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта. А 1 октября на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено, которым две части магистрали – западная и восточная — соединились в единое целое. Это день считается официальным открытием БАМа.
Ø Сейчас БАМ – одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Она имеет протяженность 4324 км и проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток России.
Ø Байкало-Амурская магистраль проходит от Тайшета до Советской Гавани и пролегает по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю.
Ø В начале 2000-х БАМ обрел второе дыхание и стал, востребован, а сейчас работает на пределе возможностей: по нему активно перевозятся уголь, руда, металлы. Пока что БАМ справляется с нагрузкой, но его предельная пропускная способность, по расчетам экспертов, скоро будет достигнута. По данным РЖД, сегодня по БАМу и Транссибу перевозится 158 млн тонн грузов ежегодно.
Ø Уже 10 лет в России идет реализация второго этапа строительства магистрали — БАМ 2.0 «Восточный полигон» (БАМ +Транссиб). 8 июля 2014 года на одном из ключевых участков Байкало-Амурской магистрали — перегоне Таксимо-Лодья — было уложено «серебряное» звено второго пути. Тогда же президент Путин дал официальный старт «БАМу-2».
Ø Конечной целью проекта БАМ 2.0 является ликвидация «узких мест» на железных дорогах Восточной Сибири и Дальнего Востока. К 2031 – 2031 годам Минтранс РФ рассматривает возможность увеличения пропускной способности Восточного полигона до 255 млн тонн грузов в год. Точные сроки окончания проекта БАМ 2.0 официально не определены.