Международный День родного языка – событие, отмечаемое ежегодно 21 февраля, начиная с 2000 года.
Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года.
Введен он был с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.
Дата для Дня родного языка была выбрана в память о трагических событиях, произошедших в Бангладеш 21 февраля 1952 года. Тогда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, требуя признать его одним из государственных языков страны.
С тех пор эта дата в Бангладеш стала днем павших за родной язык, а весь мир отмечает День родного языка.
Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача и актуальная, потому что каждые две недели в мире исчезает один язык, унося с собой целое культурное и интеллектуальное наследие.
В Международный день родного языка мировому сообществу напоминают, что все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
Пройдите тест! Проверьте свою грамотность!
Данный тест по сложности предназначен для старшеклассников, студентов и взрослых.
Внимательно читайте вопросы и инструкцию к каждому заданию.
Обращаем ваше внимание на то, что тест создан для самопроверки.
Ответы к заданиям со свободной формой ответа даны в комментариях. Мы не выставляем отметки — мы лишь хотим ещё раз напомнить, насколько прекрасен и многогранен русский язык!
1. Вставьте, если нужно, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Изучение истории языков это увл...кательное путешествие в прошлое которое позв...ляет нам понять как (э/и)волюционировали различные языки. И...ледования показывают что языковые контакты и заимствования являются (не)отъемл...мой частью развития языка истории и культуры народов. Уникальные черты каждого языка могут быть обогащ...ны за счёт заимствова...ых (э/и)лементов. Однако помимо плюсов учёные отмечают и минусы заимствования могут (так)же приве...ти к утрате лингв...стического (много)образия.
2. Напишите значения слов, бытующих в сибирских диалектах.
Белковать – ___________________
Лыва – ________________________
Бескормица – __________________
Кислица – _____________________
3. Подчеркните правильный вариант употребления паронимов.
А. На выставке народного искусства была представлена практическая/практичная обувь наших предков.
Б. Мне нестерпимо/нетерпимо хотелось вернуться в родной город.
В. Язык является истоком/источником информации о быте народа.
Г. Многие народности используют зверские/звериные шкуры в быту до сих пор.
4. Подберите синонимы из современного русского языка к устаревшим словам.
Врачевать – __________________
Зело – ______________________
Вития – _____________________
Радеть – _____________________
Льзя – ______________________
5. Закончите русские пословицы и поговорки.
А. Лошадь познаётся в езде, а человек – ________________
Б. Семь бед – ___________________
В. Всяк правды ищет, да _________________________
Г. Хлопот полон рот, а ____________________________
6. Напишите числительные словами, поставив их в нужную падежную форму.
А. 193 ___________________________________________ народа, проживающих в России, используют более 160 _________________________________ языков. Б. Учёные насчитывают от 277 ______________________________________________ до 295 _____________________________________________ языков и диалектов на территории РФ. В. Лишь 3–4 __________________________ языка северных народностей имеют более 100 ______________ носителей. Г. В зоне риска в той или иной степени находятся примерно около 43 ____________________________ процентов из примерно 6000 ____________________________ языков.
7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.
Оладья – __________________
Джинсы – __________________
Тапка – ___________________
Брелок – __________________
Кроссовка – _______________
8. Расставьте ударения.
Кухонный, испокон, воссоздан, мизерный, дремота, включим, недуг, кремень, шарфы, баловать, черпает, завидно, кедровый, мозаичный, усугубить.
Правильные ответы:
1. Изучение истории языков — это увлекательное путешествие в прошлое, которое позволяет нам понять, как эволюционировали различные языки. Исследования показывают, что языковые контакты и заимствования являются неотъемлемой частью развития языка, истории и культуры народов. Уникальные черты каждого языка могут быть обогащены за счёт заимствованных элементов. Однако, помимо плюсов, учёные отмечают и минусы: заимствования могут также привести к утрате лингвистического многообразия. 2. Охотиться на белок, лужа, голод, красная смородина. 3. А. Практичная. Б. Нестерпимо. В. Источником. Г. Звериные. 4. Лечить, очень, оратор, заботиться, можно. 5. А. В труде. Б. Один ответ. В. Не всяк её творит. Г. Перекусить нечего. 6. А. Сто девяносто три, ста шестидесяти. Б. Двухсот семидесяти семи, двухсот девяноста пяти. В. Три-четыре, ста. Г. Сорока трёх, шести тысяч. 7. Оладий, джинсов, тапок, брелоков, кроссовок. 8. Ку́хонный, испоко́н, воссо́здан, ми́зе́рный, дремо́та, включи́м, неду́г, креме́нь, ша́рфы, балова́ть, че́рпает, зави́дно, кедро́вый, мозаи́чный, усугуби́ть.
В рамках проекта «Уроки русского»
Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово»