Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

«Учителями славится Россия». Павел Блонский: педагог, опередивший время

Павел Петрович Блонский
(26 мая 1884 г. – 15 февраля 1941 г.)

В плеяде выдающихся российских учёных-педагогов и психологов Павел Блонский занимает особе место. Впечатляюще написал о нем Симон Львович Соловейчик, советский публицист, преподаватель и теоретик педагогики:
«От портрета Блонского в большом свитере с воротником под самый подбородок невозможно оторваться. Во взгляде его – и воля, и мягкость, и как-то сразу видно, что это очень талантливый человек».

Павел Петрович выдающийся советский педагог и психолог, один из первостроителей советской трудовой школы. Пройдя путь револФСюционного воспитания в годы первой русской революции, Блонский был револЙЯюционером и в педагогике: он связывал преобразование школы и всей системы воспитания с коренным социальным преобразованием России.

Великий Октябрь ученый встретил радостно и с величайшим энтузиазмом включился в активную работу по созданию новой школы. В эти годы он писал: «В педагогике до сих пор слишком много обывательщины и слишком мало научности. От подавляющего большинства педагогических рассуждений и проектов веет то бессодержательной и туманной риторикой, то безудержным и абстрактным прожектерством, то до крайности беспринципным и неустойчивым «здравым смыслом». Педагогика как социальная наука может только тогда стать наукой, когда она станет пользоваться тем методом, который, единственный, делает всякую общественную науку действительной наукой. Этот метод — марксистский».

Творческое наследие Блонского педагога богато. Оно включает почти двести работ по педагогике, психологии и философии. Многое в нем не устарело и отвечает на запросы сегодняшнего дня.

БЛОНСКИЙ О ВОСПИТАНИИ

Большое место в его творчестве занимали проблемы семейного воспитания.

 

Блонский беззаветно любил детей. В его работах можно найти много страниц, где он протестует против бездушного, формального отношения к ребенку, когда с ним не считаются, ломают его волю, игнорируют интересы, чувства. Еще в 1918 году он писал, что «школа будущего представляется нам как школа естественного развития человека, как школа, основанная на психологии ребенка». Родители найдут в его сочинениях много полезных советов, тонких наблюдений по самым различным вопросам воспитания детей.

Блонский стоял за общественное воспитание, но высоко оценивал и роль семьи. Очевидно, здесь сказывалось то, что сам он получил хорошее семейное воспитание. В детские годы большое влияние на мальчика оказала его бабушка. Это была образованная, культурная, с сильным характером женщина. Впоследствии, посвящая ее памяти свою книгу «Философия Плотина» (1918), он писал: «Именно ей я считаю себя обязанным основой всего хорошего, что только может быть во мне, и именно ее образ до последних дней моих будет наиболее сильным и отрадным вдохновителем моего лучшего «я».

В семье Блонских преобладал дух труда и ответственности. В мемуарах Павла Петровича мы читаем: «Отец был очень честным человеком, и культ, да — именно культ — честности царил в нашей семье. О ней постоянно говорила и мать». Естественно, все это влияло на мальчика.

«С твердым сознанием, что я буду жить только на то, что заработаю, я рос и спешил как можно скорее начать зарабатывать. С 14 лет я уже давал уроки». Здесь же он писал: «Я не мечтал ни о славе, ни о почестях, но я мечтал «недаром прожить».
В суждениях Блонского о проблемах семейного воспитания этот его личный опыт просматривается сквозь призму основных его педагогических идей. Он считал, что нормальная семья — важнейшее условия для правильного воспитания детей. Поэтому «в идеальной семье, где царит сердечность, мир и порядок и где все трудятся, об особых воспитательных мерах можно и не говорить. В такой семье ребенок уже сам по себе развивается нормально: его упражняет в хороших привычках сама семейная жизнь.

А как быть, если в воспитании возникают трудности? Блонский рекомендовал ряд педагогических мер. Он был против постоянных запрещений и приказаний. По его мнению, «гораздо разумнее вместо беспрестанного стеснительного «нельзя» наводить ребенка на правильный путь, давать ему какое-нибудь рациональное занятие: чаще всего «нельзя» приходится говорить ничего не делающему ребенку…» Он был против и обычая упрекать ребенка, говорить часто о его недостатках; ребенок в этом случае теряет веру в себя, и у него могут совершенно опуститься руки.
В советские годы педагог Блонский П. П. изучал многие вопросы воспитания и обучения. Особый интерес представляют его исследования о возрастных особенностях детей. Здесь у него много ценных суждений об особенностях душевной жизни ребенка, подростка и юноши.

БЛОНСКИЙ О ПСИХОЛОГИИ

Блонский не уставал утверждать, что ребенок — не пассивный продукт среды, что нельзя правильно воспитывать детей, не опираясь на их собственную активность. Нужно понять внутренние законы психики ребенка, чтобы сознательно руководить его деятельностью.

Серьезное внимание Блонский уделял вопросам полового воспитания. Особый интерес представляет его солидное исследование «Очерки детской сексуальности» (1935). Говоря о психологии любви, он писал: «Насколько большую роль играет любовь в жизни, настолько малое внимание уделяет ей психологическая наука. От этого страдает и жизнь и наука. В жизни любовь, как мало познанное явление, скорее в качестве стихийной силы владеет человеком, нежели повинуется ему. В науке, мало изучая столь основное переживание, мы тем самым лишаем себя необходимейших материалов для разрешения ряда основных проблем, относящихся к психологии потребностей, влечений, стремлений, чувств, эмоций и т. д.».

Ученый-психолог Блонский подчеркивал, что цели полового воспитания могут быть в полной мере осуществлены лишь при взаимосвязи его с нравственным развитием ребенка. Он отмечал: «половое просвещение не всегда правильно понимается. Нередко ему ставят чисто информационные задачи, тогда как оно, конечно, должно быть подчинено педагогическим задачам; …не просто информировать, а именно воспитывать… половое просвещение должно быть в самую первую очередь общественно-моральным просвещением».
Ценны суждения Блонского о критериях выбора профессии. Отвечая на вопрос, на каком поприще человек более всего полезен, он писал:

«Самоопределяется … человек в действии: чтобы узнать, к чему ты способен, действуй и пробуй, не смущаясь всегда неизбежными первыми неудачами… До дела человек никогда не сможет познать, на что он годен, дело же очень быстро выяснит ему это».

Мы коснулись очень кратко лишь отдельных сторон богатого теоретического наследия замечательного педагога. Деятельность Павла Петровича Блонского — яркая страница в истории советской школы, педагогики, психологии.

«Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а самую действительность, не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни! А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью.

Школа должна дать место жизни учителя, иначе она не будет иметь учителей — живых людей. Школа должна дать возможность учителю стать человеком для детей и жить в классе интенсивной человеческой жизнью. В школе должно быть возможно больше простора для личного творчества учителя… Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новой задачей, или задушевной общей беседой. Пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, в котором дети увидят не только учительскую раздражительность и сухость, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живого культурного творчества и для учителя».

ИЗ КНИГИ П. П. БЛОНСКОГО «ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ НОВОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ» (1917)

Добавить комментарий

 
Для детей старше 12 лет