Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Новости и события

1 марта – Всемирный день борьбы с наркотиками

Проблема наркомании поразила буквально всю планету. Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом призван напомнить еще раз: «Наркомания начинается как приключение, продолжается как болезнь и завершается как жизненная катастрофа».

Мировое сообщество считает наркоманию самой серьезной проблемой современности. Именно молодые люди в большей степени становятся жертвами наркотической зависимости. Пристрастие к наркотикам превращается в трагедию и для самого молодого человека, и для его семьи, и для общества.

На сегодняшний день наркомания поразила все страны мира. По данным Минздрава в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, но по экспертным оценкам их намного больше: около 3-4 миллионов человек.

Ежегодно почти 75 тысяч россиян впервые пробуют наркотики, а 30 тысяч – погибают вследствие их потребления.

Общее число тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики, составляет одну треть городского населения.

По информации медиков 60% наркоманов – люди в возрасте от 11 до 24 лет, из них 20% – это школьники. Один наркоман вовлекает в свой порочный круг 13-15 человек.

Средняя продолжительность жизни наркомана с момента начала употребления наркотиков составляет около 7-10 лет.

За всеми этими сухими и безликими цифрами стоят изломанные, искалеченные судьбы тысяч людей. 

Помните! Наркомания – это путь «в никуда», дорога «в один конец». Будьте благоразумны сами и бдительны по отношению к окружающим вас близким людям, в особенности, к детям.

Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья, посещение музеев, выставок, кино. И в этой жизни нет места наркотикам!

1 марта – Всемирный день борьбы с наркотиками

Библиотечные новости

В библиотеках БУК «Тюкалинская ЦБС» прошёл цикл мероприятий в рамках Дня молодого избирателя. Центральной районной библиотекой организована районная акция «Голосуй за своё будущее!».  Для учащихся Гимназии г. Тюкалинска проведён молодёжный час «Твоя жизнь – твой выбор», на котором ребята не только проявили, но и пополнили свои знания в области избирательного права и избирательного процесса. В Ново-Кошкульской библиотеке для учащихся старших классов проведен урок молодого избирателя  «Ты — гражданин, ты — избиратель», на котором было рассказано о том, как важен для государства каждый голос, и  как будут проходить выборы Президента России в 2024 году. Также присутствующих познакомили с литературой об избирательном праве, находящейся в фонде библиотеки. Была показана видео презентация «Молодому избирателю необходимо знать» и  вручены буклеты «Памятка молодому избирателю».  Атрачинская библиотека пригласила поучаствовать в интерактивной онлайн  викторине «Я-будущий избиратель». Троицкой  библиотекой показан видео урок «Право избирать и быть избранным». Малиновской библиотекой  для учащихся школы был проведен урок молодого избирателя «Право избирать и быть избранным», подготовлен буклет «Азбука молодого избирателя». Деловую игру для школьников «Учимся быть избирателями» провела Никольская сельской библиотека.

Всеми библиотеками  в рамках Всероссийской акции «Нашим Героям», в рамках празднования Дня защитника Отечества и второй годовщины начала специальной военной операции совместно с администрациями поселений, СДК, специалистами по работе с молодёжью, «Движением первых» организованы массовые  акции.   В Новокошкульском, Никольском, Белоглазовском, Нагибинском, Сажинском, Солдатском, Троицком,  Хуторском, Ярославском и других поселениях прошла акция  «Цветы у обелиска».  Её  участники почтили память погибших минутой молчания, возложили цветы к обелискам и мемориалам. В акции  «Весточка на фронт»  приняли    участие учащиеся школ - юные читатели Центральной детской, Малиновской, Октябрьской, Ново-Кошкульской, Сажинской  и большинства  сельских библиотек. В Красноусовской,  Центральной детской, Хуторской библиотеках  и других состоялся показ документального фильма «Возрождение. Хроники студотрядов», из которого присутствующие узнали об истории возникновения мемориала Саур-Могила на местах сражений по освобождению Донбасса от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.  А также о   событиях  2014 года, в результате которых, построенный в 70-х годах мемориал воинской славы был разрушен, а также о возрождении памятного места летом 2022 года и участии студенческих отрядов в его строительстве. Акция «Звезда Героя» проведена в Валуевском и Коршуновском  поселениях. В сёлах Кабырдак  и Коршуновка  участники акции «Подвиг села: новые герои» почтили память и узнали о героических подвигах своих земляков Амелина Андрея Александровича и Битехтина Владимира Владимировича,  награждённых  «Орденом мужества (посмертно).

Тюкалинская центральная детская библиотека присоединилась к Международной акции «Наши истоки. Читаем фольклор».   В рамках  акции  для учащихся  Тюкалинской  гимназии  был проведен познавательный час  «Страна фольклора».   Также для обучающихся отделения декоративно-прикладного творчества Тюкалинской ДШИ было проведено фольклорное интеллектуальное ассорти «Жемчужины народной мудрости».

Году семьи посвящён семейный час научных открытий «Гении науки», состоявшийся в   Тюкалинской центральной детской библиотеке и познакомивший  с выдающимися учеными нашей страны и их открытиями.

Мероприятие проведено совместно с Песчанской М.В. - специалистом Бюджетного учреждения Омской области «Центр поддержки семьи».

Тринадцать юных читателей  Малиновской и Сажинской библиотек получили Дипломы за активное участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Сказы Павла Бажова», посвященном 145-летию великого русского писателя и журналиста Бажова и организованном детским журналом  «Филиппок».

Библиотечные новости

24 февраля - 125 лет со дня рождения российского языковеда Дитмара Розенталя

Он знал 12 языков, но русский считал самым сложным. Учил правильно говорить и писать дикторов, актёров, журналистов, редакторов и писателей. За 94 года Дитмар Розенталь написал 150 учебников о правилах русского языка, которыми мы пользуемся и сегодня. Символ точности, эталон достоверности, хранитель знания, просветитель — 24 февраля исполняется 125 год со дня рождения Розенталя.

Дитмар Розенталь родился то ли 24 февраля, то ли 19 декабря 1900 года (а может, и годом раньше, как говорил он сам) на территории Российской империи в польском городе Лодзи. В семье был часто слышен немецкий, отец Дитмара был страстным германофилом. Мать с детьми говорила по-польски. Третьим языком его детства был идиш. А как же русский? Его как обязательный предмет изучали в гимназии, но родным языком Дитмара он не был.

Когда началась Первая мировая, семья переехала в Москву, к родственникам. Дитмар продолжал учебу в эвакуированной в Москву Варшавской гимназии, её стали называть 15-й. Позднее на вопрос о том, легко ли было погрузиться в русский, Розенталь ответит: «Я всегда был патологически грамотным».

В 1918 году Дитмар начал учиться на факультете общественных наук МГУ (историко-филологический), но под влиянием отца и брата, экономистов, поступил и на экономический факультет Московского коммерческого института (сегодня — Российская экономическая академия им Г. В. Плеханова). Так что у Розенталя было еще и экономическое образование, которое ему, однако, не пригодилось.

Во время учебы в МГУ Розенталь работал секретарём ректора университета. Им в конце 20-х годов был преподаватель МГУ, профессор права и доктор юридических наук Андрей Вышинский, который вошёл в историю как государственный обвинитель на сталинских процессах, теоретически обосновавший массовый террор.

В 1926-м была создана Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН), куда вошёл Институт языка и истории литературы. С 1924 по 1926 год Дитмар учился в аспирантуре РАНИОН, стажировался в Италии, где изучал местные диалекты. Кроме того, он преподавал в школе II ступени и в высшей школе на рабфаке имени Артёма. Итогом стажировки стал учебник итальянского языка для вузов, итальянско-русский и русско-итальянский словари. В 1949 году за учебник «Итальянский язык. Элементарный курс» Розенталю присвоят степень кандидата наук без защиты диссертации.

Ещё в 1927 году Розенталь начинает преподавать полонистику в МГУ. Он пишет самоучитель польского с  русско-польским и польско-русским словарями. Но кроме польского и итальянского, Дитмар Эльяшевич начинает заниматься и русским. В 1938-м он становится заместителем главного редактора журнала «Русский язык в школе» и входит в Орфографическую комиссию Института русского языка АН СССР.

 1950-е годы Дитмар Розенталь создает практическую стилистику русского языка. Свод правил и знаний, составленный им, помогает сделать речь или текст более выразительными, стилистически чистыми. Именно пособиями Розенталя с той поры и по сей день руководствуются абитуриенты, редакторы, журналисты, да и все пишущие люди.

Дитмар Эльяшевич (вместе с соавторами) был одним из реформаторов русского правописания. Благодаря ему произошла реформа русского языка 1956 года, вышли в свет «Свод правил русской орфографии и пунктуации» и «Правила русской орфографии».

Вот что сам он, скромный человек, говорил об этом: «Правила существовали всегда, еще со времен Ломоносова. Мне же досталась самая черновая работа: отыскать источники, выбрать, добавить, систематизировать, подобрать примеры». Самым же сложным в русском языке Розенталь считал систему ударений и категорию рода.

В 1961 году он становится профессором, а в 1962-м — завкафедрой практической стилистики русского языка на факультете журналистики МГУ. Здесь он будет работать до конца жизни. Кроме МГУ, Розенталь преподавал в Московском полиграфическом институте, Всесоюзной плановой академии, Московском заочном пединституте и Центральном институте усовершенствования учителей. Примечательно, что Розенталь был единственным беспартийным заведующим кафедрой в МГУ.

Что Дитмар Розенталь говорил…

 

о феминитивах: «Как в жизни, так и в языке мужской род сильнее женского. Именно от него образуются формы женского рода, а не наоборот: сначала был строгий учитель, а уже потом появилась жена его, красавица учительница».

об ударениях: Дитмар Эльяшевич предлагал проверять ударения по Пушкину и считал систему русского языка гибкой: в каких-то случаях можно ставить запятую, а можно не ставить; есть случаи, когда пунктуационный знак ставится по выбору пишущего.

о сложных диктантах: «За основу нужно взять авторский текст Льва Толстого и добавить туда как можно больше случаев написания „не“ с прилагательными и причастиями».

о заимствованиях: «Если разобрать фразу „Я — студент филологического факультета Петербургского университета“, то русское слово там одно — „я“. Все остальные — заимствованные, но смысл понятен. А если заменить заимствования русскими эквивалентами, то и сами запутаетесь, и количество слов в предложении увеличится втрое».

«В русском языке слов иностранного происхождения около 30%. Готовьтесь, через 5–6 лет их будет в два раза больше: „дилеры“, „дистрибьютеры“ прочно входят в обиход».

о благодарности: «Я мог бы написать 400 книжек по грамматике и орфографии польского языка. Но я должен был отблагодарить Россию. Просвещение — лучшая благодарность».

Студенты трепетали перед ним и рассказывали о нём легенды. Ходили слухи, что он никогда не ставил отметку ниже четырех баллов. У него, эталона грамотности, не было языкового снобизма: например, на вопрос «Как дела?» он мог, как обычный студент, ответить: «Нормалёк!»

Научный авторитет его был высок. Много лет он консультировал дикторский отдел Центрального телевидения: составлял упражнения на произношение, после эфира разбирал их ошибки. Розенталевский «Словарь ударений русского языка для работников радио и телевидения» был истиной в последней инстанции, когда спор заходил об ударении в каком-либо слове.

Родившись ещё до образования СССР, Дитмар Розенталь пережил его распад. Он умер 29 июля 1994 года, но и спустя годы его труды — главный ориентир, маяк грамотности в море языковых ошибок, неверных ударений и стилистических сложностей.

24 февраля - 125 лет со дня рождения российского языковеда Дитмара Розенталя

Ждём в библиотеке!

Библиотечные новости

В библиотеках БУК «Тюкалинская ЦБС»  в рамках Месячника оборонно-массовой работы «Защитники земли» прошёл цикл мероприятий, посвящённых Дню защитника Отечества.  В Центральной детской библиотекой совместно со специалистом Бюджетного учреждения Омской области «Центр поддержки семьи»  М. В. Песчанской  для третьеклассников МОБУ «Тюкалинский Лицей» организован  утренник «Будем в армии служить!». Присутствующие  познакомились с историей праздника, отвечали на вопросы викторины «Праздник настоящих мужчин», собирали пословицы о Родине, мире, участвовали в интерактивных играх «Собери вещмешок солдата», «Дойти до штаба». Традиционно библиотеки-филиалы приняли участие в акции «Обелиск», приуроченной к этому событию. В онлайн-режиме размещён поздравительный информационный и видео-материал.

      Продолжен цикл мероприятий в рамках Года семьи. Центральной районной библиотекой в виртуальном формате представлен список сайтов, наиболее интересных и необходимых для семейного воспитания «Сайты в помощь семье». Центральной детской библиотекой для воспитанников СРЦН «Солнышко» проведены час современной прозы «Дружат книга и семья» и книжное путешествие «Лучшие книги для детского чтения», представившие творчество как уже знаменитых, так и современных  детских авторов:               А. Барто, К. Чуковского, И. Токмаковой, В. Крапивина, А. Амраевой,                   Э. Веркина, Е. Габовой и других.  На сайте Ярославской библиотеки любой желающий может ответить на вопросы онлайн-викторины «Всё начинается с семьи».      

 Цикл мероприятий  посвящён  Международному дню родного языка. Центральная районная библиотека в онлайн-режиме предлагает проверить свою языковую грамотность, ответив на вопросы тематического теста «Родной язык по-своему велик». Кабырдакская, Малиновская, Ново-Кошкульская и ряд других библиотек разместили на сайтах информацию о Дне родного языка.

Библиотеки БУК «Тюкалинская ЦБС»  присоединились к VI Международной акции «Наши истоки. Читаем фольклор». Центральной детской библиотекой для посетителей проведены: познавательный час «Страна фольклора», фольклорное интеллектуальное ассорти «Жемчужины народной мудрости». Подобные мероприятия прошли и в сельских библиотеках.   

  В рамках 10-летия детства в России,  реализации районного проекта «Детство без опасности» в библиотеках прошёл урок безопасности «Не шути с огнём».

    В соответствие с Указом Президента России В.В. Путина о праздновании  100-летнего юбилея  В. П. Астафьева, отечественного писателя, драматурга и сценариста  в библиотеках оформлены книжные выставки, проходят литературные беседы, обзоры. Центральной районной библиотекой представлен и размещён на сайте  видеоролик «Виктор Астафьев: о жизни, о нас, о времени, о себе». 

Библиотеки БУК «Тюкалинская ЦБС» присоединились  к Всероссийским акциям «#Дарю тепло», #РодительскаяГостиная,  организовав мероприятия, направленные  на проведение с пользой свободного времени подростков, сохранение ценностей семьи, формирование семейного и родительского сообщества вокруг подросткового пространства.

Библиотечные новости

Библиотечные новости

Победитель федерального конкурса

Заведующей Атрачинской библиотеки Ольге Андреевне Куяновой вручен сертификат победителя федерального конкурса на получение денежного поощрения лучшими муниципальными учреждениями культуры и их работниками, находящимися на территории сельских поселений Омской области в номинации "Лучший специалист учреждения культуры". Поздравляем! Так держать!

Мы вместе приближаем Победу

Сотрудники библиотек БУК «Тюкалинская ЦБС» с самого начала Специальной военной операции (СВО) выразили поддержку российским военным, организовав в библиотеках выставки, стенды, патриотические уголки. В поддержку российских военнослужащих в СВО на Украине сотрудники библиотек, провели цикл мероприятий. В ходе часов патриотизма, уроков мужества они вели разговор о важности военной операции для России, рассказали о героизме и мужестве земляков и отвечали ли на вопросы ребят. В поселениях семьи участников СВО приглашаются на мероприятия, проводимые в библиотеке и Доме культуры. В библиотеках оказывается помощь военнослужащим и членам их семей в подготовке и распечатке необходимых документов.

На сайтах библиотек регулярно размещается актуальная информация: «Меры социальной поддержки для участников СВО и членов их семей», обращения к участникам акций в помощь бойцам СВО. В том числе акции «Тепло для героя», которая проводится в поддержку российских бойцов и приурочена ко Дню защитника Отечества.
Юные читатели Центральной детской библиотеки, а также ряда сельских, принимают участие в патриотической акции «Письмо солдату». Письма детей очень трогательные, тёплые, с пожеланиями стойкости, мужества, а также вернуться домой с Победой живыми и невредимыми. Читатели детской библиотеки также приняли участие в акции «Поздравь солдата от души», объявленной в группе «Зов сердца. Тюкалинск» в мессенджере Телеграмм 2 видеоролика).

Сотрудники Центральной районной библиотеки, Ново-Кошкульской библиотеки принимают участие в плетении маскировочных сетей, которые так необходимы нашим ребятам в зоне проведения специальной военной операции. Плетение маскировочной сетки дело кропотливое, в каждую её ячейку вплетается руками доброта и любовь, поэтому такая защита надёжней любой брони.

«Огоньками добра», называют в народе окопные свечи. При их помощи можно согреть и осветить помещение, разогреть пищу и воду или же просушить одежду. Общий вклад в нашу будущую победу внесли Красноусовская, Ново-Кошкульская, Солдатская библиотеки, вместе со школой и СДК участвуя в сборе и приобретении материалов (консервных банок, воска и парафина) для свечей и их изготовлении. В Коршуновской библиотеке приступили к изготовлению «сухого душа».

Как в годы Великой Отечественной войны всем селом вязали варежки и носки для бойцов на фронт, так и сегодня специалисты Атрачинской, библиотеки вместе с женщинами села при поддержке комитета по молодежной политике, Нагибинской библиотеки совместно с клубом «Ветеран» при СДК связали порядка восьмидесяти пар тёплых изделий для участников СВО.

Атрачинская, Белоглазовская, Кабырдакская, Коршуновская, Нагибинская, Солдатская, Хуторская и другие библиотеки,совместно с Администрациями сельских поселений, СДК, Советом Ветеранов организовали сбор добровольной гуманитарной помощи среди населения для отправки посылок в зону СВО для участников боевых действий. Все работники осуществляли добровольные пожертвования для земляков, участвующих в СВО.

Оказывая помощь нашим солдатам, мы вместе приближаем Победу.

21 февраля – Международный день родного языка

Международный День родного языка – событие, отмечаемое ежегодно 21 февраля, начиная с 2000 года.

Международный день родного языка был провозглашен Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года.
Введен он был с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию.

Дата для Дня родного языка была выбрана в память о трагических событиях, произошедших в Бангладеш 21 февраля 1952 года. Тогда от пуль полицейских погибли студенты, вышедшие на демонстрацию в защиту своего родного языка бенгали, требуя признать его одним из государственных языков страны.

С тех пор эта дата в Бангладеш стала днем павших за родной язык, а весь мир отмечает День родного языка.

Каждый народ — это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь языковую базу и большого народа, и самой малочисленной народности — очень важная задача и актуальная, потому что каждые две недели в мире исчезает один язык, унося с собой целое культурное и интеллектуальное наследие.

В Международный день родного языка мировому сообществу напоминают, что все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Пройдите тест! Проверьте свою грамотность!

Данный тест по сложности предназначен для старшеклассников, студентов и взрослых.

Внимательно читайте вопросы и инструкцию к каждому заданию.

Обращаем ваше внимание на то, что тест создан для самопроверки.

Ответы к заданиям со свободной формой ответа даны в комментариях. Мы не выставляем отметки — мы лишь хотим ещё раз напомнить, насколько прекрасен и многогранен русский язык!

1. Вставьте, если нужно, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Изучение истории языков это увл...кательное путешествие в прошлое которое позв...ляет нам понять как (э/и)волюционировали различные языки. И...ледования показывают что языковые контакты и заимствования являются (не)отъемл...мой частью развития языка истории и культуры народов. Уникальные черты каждого языка могут быть обогащ...ны за счёт заимствова...ых (э/и)лементов. Однако помимо плюсов учёные отмечают и минусы заимствования могут (так)же приве...ти к утрате лингв...стического (много)образия.

2. Напишите значения слов, бытующих в сибирских диалектах.

Белковать – ___________________

Лыва – ________________________

Бескормица – __________________

Кислица – _____________________

3. Подчеркните правильный вариант употребления паронимов.

А. На выставке народного искусства была представлена практическая/практичная обувь наших предков.

Б. Мне нестерпимо/нетерпимо хотелось вернуться в родной город.

В. Язык является истоком/источником информации о быте народа.

Г. Многие народности используют зверские/звериные шкуры в быту до сих пор.

4. Подберите синонимы из современного русского языка к устаревшим словам.

Врачевать – __________________

Зело – ______________________

Вития – _____________________

Радеть – _____________________

Льзя – ______________________

5. Закончите русские пословицы и поговорки.

А. Лошадь познаётся в езде, а человек –  ________________

Б. Семь бед – ___________________

В. Всяк правды ищет, да _________________________

Г.  Хлопот полон рот, а ____________________________

6. Напишите числительные словами, поставив их в нужную падежную форму.

А. 193 ___________________________________________ народа, проживающих в России, используют более 160 _________________________________ языков. Б. Учёные насчитывают от 277 ______________________________________________ до 295 _____________________________________________  языков и диалектов на территории РФ. В. Лишь 3–4 __________________________ языка северных народностей имеют более 100 ______________ носителей. Г. В зоне риска в той или иной степени находятся примерно около 43 ____________________________ процентов из примерно 6000 ____________________________ языков.

7. Образуйте форму родительного падежа множественного числа.

Оладья – __________________

Джинсы – __________________

Тапка – ___________________

Брелок – __________________

Кроссовка – _______________

8. Расставьте ударения.

Кухонный, испокон, воссоздан, мизерный, дремота, включим, недуг, кремень, шарфы, баловать, черпает, завидно, кедровый, мозаичный, усугубить.   

Правильные ответы:

1. Изучение истории языков — это увлекательное путешествие в прошлое, которое позволяет нам понять, как эволюционировали различные языки. Исследования показывают, что языковые контакты и заимствования являются неотъемлемой частью развития языка, истории и культуры народов. Уникальные черты каждого языка могут быть обогащены за счёт заимствованных элементов. Однако, помимо плюсов, учёные отмечают и минусы: заимствования могут также привести к утрате лингвистического многообразия. 2. Охотиться на белок, лужа, голод, красная смородина. 3. А. Практичная. Б. Нестерпимо. В. Источником. Г. Звериные. 4. Лечить, очень, оратор, заботиться, можно. 5. А. В труде. Б. Один ответ. В. Не всяк её творит. Г. Перекусить нечего. 6. А. Сто девяносто три, ста шестидесяти. Б. Двухсот семидесяти семи, двухсот девяноста пяти. В. Три-четыре, ста. Г. Сорока трёх, шести тысяч. 7. Оладий, джинсов, тапок, брелоков, кроссовок. 8. Ку́хонный, испоко́н, воссо́здан, ми́зе́рный, дремо́та, включи́м, неду́г, креме́нь, ша́рфы, балова́ть, че́рпает, зави́дно, кедро́вый, мозаи́чный, усугуби́ть.

В рамках проекта «Уроки русского»

 Новосибирского областного фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово»

 
Для детей старше 12 лет