Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Новости и события

Библиотечные новости

Библиотеками БУК «Тюкалинская ЦБС» осуществлён цикл мероприятий, посвящённых православному празднику Масленица. В рамках «Масленичной недели» Отдела традиционных национальных культур на съезжем празднике «Широкая масленица», организованного  в рамках районного зимнего спортивно-культурного праздника «Праздник Севера. Октябрьский-2023», Центральной районной библиотекой проведены акции «Погадаем на масленицу» и «Ветка желаний». Центральной детской библиотекой подготовлена творческая площадка «Масленичная рулетка», участникам которой  предлагалось покрутить «рулетку», выбрать выпавший  «блин» и выполнить задание. Для учащихся МОБУ «Тюкалинский лицей» библиотекой проведён  праздник русской старины «Встречаем Масленицу». Ребята узнали историю и традиции старинного русского праздника, отгадывали загадки и вспоминали пословицы и поговорки о масленице, блинах, весне, участвовали в конкурсах «Петушиный бой» и «Поймай снежок», блиц-игре «Начинка для блина». Каждому участнику была вручена закладка «Русская, старинная, румяная да блинная». Библиотеками-филиалами совместно с СДК организованы уличные гуляния "Широкая Масленица". Онлайн мероприятия «Масленица славная», «Ой масленица, затейница!»  размещены на сайтах Троицкой, Ярославской и ряда других библиотек.

«Учителями славится Россия» 

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ УШИНСКИЙ

3 марта(19 февраля) 1823 – 22 декабря 1870 гг. (47 лет)

 3 марта исполнится 200 лет со дня рождения русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России. Он приложил немало сил, разработав полноценную педагогическую систему. В краткой биографии Ушинского оказалось место не только для фундаментальных научных трудов, но и для детских рассказов и сказок.

Соратник великого педагога и его ученик Л.Н. Модзалевский емко и точно определил место Константина Дмитриевича в истории русской культуры: «Ушинский - это наш действительно народный педагог, точно так же как Ломоносов - наш народный ученый, Суворов - наш народный полководец, Пушкин - наш народный поэт, Глинка - наш народный композитор».

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», говорил Ушинский.

Он один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Представление о нравственном обучении как о чем-то «естественно» и «само собой разумеющемся» было им решительно отвергнуто.

Еще одной идеей Ушинского, за которую стоит горячо поблагодарить педагога, является идея важности сохранения национальной культуры и самобытности. Для XIX века языком преподавания оставался французский, в семьях и в свете говорили на нем. Да что уж там, сама Татьяна Ларина очень плохо изъяснялась по-русски! Статья Константина Дмитриевича «О необходимости сделать русские школы русскими» до сих пор остается образцом педагогических воззваний.

Будучи преподавателем, как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист.  Отличительная особенность его работ - это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

В 1864 году за границей вышли книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир» — первые массовые учебники русского языка для начальной школы. К «Родному слову» прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Оно содержало рекомендации не только по преподаванию, но и по организации учебного процесса в целом. 

«В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретённые, быть может, прежде, понемногу изгладятся».  

«Детский мир» и «Родное слово» оказали на преподавание русского языка такое же влияние, какое оказал пушкинский «Евгений Онегин» на сам русский язык: Ушинский фактически создал русскую педагогику, какой мы знаем её теперь. 

Успех был громадным. «Детский мир» вышел тиражом в 3 600 экземпляров (что по тем временам немало) и в первый же год был переиздан дважды. «Родное слово» пережило 150 переизданий только в царской России, и даже современные школьники учатся читать и писать по текстам из этой книги. 

«Учителями славится Россия» 

Страницы «Родного слова» К. Ушинского 

С 1867 года он начал публиковать главный научный труд своей жизни — «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии». В нём учёный размышляет о предмете педагогики, её принципах и закономерностях. Идеи Ушинского оказали огромное влияние на потомков. Без его трудов не было бы педагогического чуда Макаренко, гениальных открытий Выготского, проникнутой безусловной любовью гуманной педагогики Амонашвили, эффективных развивающих систем Занкова,  Эльконина и Давыдова и других хороших программ. Большинство проблем, впервые поднятых Ушинским, по-прежнему актуальны.

Высказывания Константина Ушинского:

«До сих пор педагогика больше думает о том, как учить, чем о том, для чего учиться... Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать. Давно пора серьёзно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить всё, что учится для того только, чтобы быть впоследствии позабытым»;

«Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: идеалу совершенного человека»;

«Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — ещё гораздо больший»;

«Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного»;

«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто».‍

1 марта - Всемирный день чтения вслух

Ежегодно, каждую первую среду марта, тысячи людей отмечают Всемирный день чтения вслух. Основная цель — показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом.  История праздника начинается  с 2010 года по инициативе общественной организации «Литературный мир». Тысячи людей в десятках стран мира знают и поддерживают этот день, проходящий под лозунгом «Чтение — это движение вперёд!». Всемирный день чтения вслух привлекает внимание мирового сообщества к важности чтения вслух. Этот день — праздник слова, книги, чтения!

Цель акции — показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. В этот день центром внимания стали слово и книга. Читать интересно! А читать вслух — интересно вдвойне! Ведь при чтении вслух мы делимся своими эмоциями с окружающими, передаем им свое настроение и ощущения от прочитанного. Читая книгу, мы нарабатываем способность понимать других. Читая книгу, мы улучшаем свою память. Совместные громкие чтения способствуют сближению, объединению домашних в одну большую дружную семью.

Почему именно чтение вслух?

Чтение вслух – одно из лучших упражнений для развития речи.
Чтение вслух – это речевая практика.
Чтение про себя – молчаливое восприятие информации.

Зачем читать вслух?

Развитие грамотности является сложным и многогранным, чтение вслух остаётся одной из самых полезных практик в жизни человека. Чтение вслух помогает созданию словарного запаса, улучшению навыков слушания, улучшению понимания, пробуждению любопытства и укреплению связей в классе или дома.

Как правильно читать?

Не торопясь: максимальная разрешённая скорость 120 слов в минуту.
Чётко проговаривать слова, делая ударения и паузы.
Читая, произносить текст так, будто излагаете собственные мысли: не «читать», а «рассказывать».

Чему учит чтение вслух?

Чтение вслух развивает память и обогащает словарный запас, улучшает дикцию и повышает уровень грамотности, учит внимательнее относится к прочитанному и сопереживать героям…
Самое главное – чтение вслух учит нас любить книги.

«Хорошая книга — точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь».
А. Н. Толстой

Ждем вас в библиотеке!

1 марта - День борьбы с наркоманией

Проблема наркомании поразила буквально всю планету. Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом призван напомнить еще раз: «Наркомания начинается как приключение, продолжается как болезнь и завершается как жизненная катастрофа».

Мировое сообщество считает наркоманию самой серьезной проблемой современности. Именно молодые люди в большей степени становятся жертвами наркотической зависимости. Пристрастие к наркотикам превращается в трагедию и для самого молодого человека, и для его семьи, и для общества.

На сегодняшний день наркомания поразила все страны мира. По данным Минздрава в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, но по экспертным оценкам их намного больше: около 3-4 миллионов человек.

Ежегодно почти 75 тысяч россиян впервые пробуют наркотики, а 30 тысяч – погибают вследствие их потребления.

Общее число тех, кто хотя бы раз попробовал наркотики, составляет одну треть городского населения.

По информации медиков 60% наркоманов – люди в возрасте от 11 до 24 лет, из них 20% – это школьники. Один наркоман вовлекает в свой порочный круг 13-15 человек.

Средняя продолжительность жизни наркомана с момента начала употребления наркотиков составляет около 7-10 лет.

За всеми этими сухими и безликими цифрами стоят изломанные, искалеченные судьбы тысяч людей. 

Помните! Наркомания – это путь «в никуда», дорога «в один конец». Будьте благоразумны сами и бдительны по отношению к окружающим вас близким людям, в особенности, к детям.

Всего можно достичь, если поставить себе в жизни цель и твердо идти к этой цели. Хорошим помощником на этом пути станет здоровый образ жизни: гигиена, спорт, распорядок дня, общение с природой, хорошие и верные друзья, посещение музеев, выставок, кино. И в этой жизни нет места наркотикам!

Ну что ж, мой друг, решенье за тобой.

Ты в праве сам командовать судьбой.

Ты согласиться можешь, но отказ

Окажется получше в сотню раз.

Ты вправе жизнь свою спасти.

Остановись на правильном пути.

1 марта - День борьбы с наркоманией

«Масленичная рулетка»

25 февраля Тюкалинская центральная детская библиотека приняла участие в съезжем празднике «Широкая масленица» в рамках районного зимнего спортивно-культурного праздника «Праздник Севера. Октябрьский-2023».

Специалистами библиотеки была подготовлена творческая площадка «Масленичная рулетка».

Гости праздника с интересом крутили вертушку рулетки и ждали, какой же из блинов выпадет разыграть участнику.

«Блин сказочный» предлагал с помощью волшебного фонарика найти спрятанные в волшебном коробе сказки.

«Блин спортивный» предлагал показать свою ловкость и поиграть в кольцеброс.

«Блин загадочный» загадывал с помощью «масленичных гостей» загадки, которые необходимо было разгадать.

«Блин «Комплимент для масленицы» давал задание выбрать из множества предложенных названий Масленицы - верные.

«Блин «Масленичная неделя» помог вспомнить, как называются масленичные дни недели.

«Блин пожеланий» собирал на специальных бланках самые искренние пожелания здоровья, удачи и благополучия.

«Блин предсказательный» давал возможность выбрать один из блинов «удачу», «благополучие», «здоровье», «любовь», «дружбу», «счастье».

«Блин кулинарный» предлагал участникам рулетки решить анаграмму и найти ингредиенты приготовления главного символа Масленицы - блинов.

За выполнение задания масленичной рулетки участники получали буклеты и закладки  с Масленичными сказками и информацией об истории и традициях красивого и яркого русского праздника.

Праздник прошел весело, ярко, создавая гостям весенне настроение и дарил много положительных эмоций.

Казакевич Эммануил Генрихович - 110 лет со дня рождения

Эммануил Казакевич родился 24 февраля 1913 года в Кременчуге, в семье учителя, впоследствии известного журналиста.

После окончания школы и Харьковского машиностроительного техникума 17-летний Казакевич уехал осваивать Дальний Восток. Образованный и пытливый юноша быстро проявил себя, его вскоре назначили бригадиром, затем инженером, потом начальником участка и доверили возглавить одну из комсомольско-молодежных строек.

Он сменил много профессий: был культ инструктором, начальником строительства дворца культуры и председателем колхоза. Но тяга к литературе взяла верх, он уходит руководить молодежным театром, параллельно сотрудничая с рядом газет.

Одно из стихотворений Казакевича в газете «Тихоокеанский комсомолец» опубликовано в 1933 году.

Но это был лишь эпизод бурной литературной жизни молодого поэта.       К тому же периоду относятся и два поэтических сборника – «Мир» и «Биробиджан», а также несколько десятков стихов опубликованых в газетах «Биробиджанер Штерн» и «Биробиджанская звезда».

В 1938 году Эммануил Казакевич приехал в Москву, где продолжил заниматься поэзией, и перевел на идиш произведения Пушкина, Лермонтова, Маяковского.  В 1939 году он издал книжку стихов «Ди гройсе велт» («Большой мир»), а в 1941 году написал на идиш поэму «Шолэм и Хавэ». Занимался он и другим любимым делом – переводил на идиш произведения Гейне и Шекспира. 

Когда началась война, Казакевича освободили от призыва из-за сильной близорукости. Но он не собирался отсиживаться в тылу, и ушел добровольцем на фронт.

Как добывались ценные данные, писатель описывает в повести «Звезда». «Зеленые привидения» - разведчики, переходили линию фронта, брали «языков», от которых и получали необходимую информацию.

Из тех, кто начинал войну в разведке, ко Дню Победы уцелели считанные единицы. Среди них оказался Казакевич. И хотя он не очень любил надевать награды даже на праздники, его парадный китель украшали 8 боевых орденов и медалей, в том числе два ордена Красной Звезды и два ордена Отечественной войны.

В 1946 году вернулся в Москву и возобновил прерванную войной литературную работу – но уже не на идиш, а на русском языке. В 1947 году написал знаменитую повесть «Звезда», за которую через год получил Государственную премию.

 

Повесть «Звезда» принесла писателю всемирную известность, достаточно сказать, что она была издана более 50 раз во многих странах мира. А далее были повести «Двое в степи», «Сердце друга», роман «Весна на Одере» и его продолжение «Дом на площади». После того, как Эммануил Казакевич стал лауреатом Государственной премии, он взялся за освещение или, будет сказать более уместно, «освящение» образа Владимира Ильича Ленина. 

В 49 лет у Эммануила Казакевича был обнаружен злокачественный рак. Он умирал мужественно, как и жил. Интересные воспоминания о Казакевиче оставил Александр Крон:

«Самое первое впечатление было: типичный интеллектуал. Скорее физик, чем гуманитарий, один из тех, склонных к иронии и беспощадному анализу... Затем, при более близком знакомстве: поэт. Не только потому, что пишет стихи. Поэт по душевному складу, по тонкости слуха — равно к музыке и к звучащему слову. Поэт по своему ощущению природы, по богатству образных ассоциаций, по той детской непосредственности восприятия, которая свойственна поэтическим натурам и в зрелом возрасте».

Он был  крупным писателем. За два года до смерти Казакевич написал в дневнике: «Приходит пора большой работы». Он молил судьбу дать ему два года, а потом хотя бы один — чтобы закончить роман «Новая земля». Не получилось... Как сказано в повести «Двое в степи», «великий разводящий — Смерть — сняла с поста часового». В дневнике писателя читаем: «Господи, разве можно так поступать? Дать человеку талант и не дать ему здоровья!..». Константин Паустовский причислял Эммануила Казакевича «к первым и лучшим людям нашего времени — по остроте и смелости мысли, по вольному и умному таланту, глубокой честности, по блеску его воображения и тому бурному человеческому обаянию, которое мгновенно покоряло всех».

Эммануил Казакевич умер 22 сентября 1962 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

 Казакевич Эммануил Генрихович - 110 лет со дня рождения

«Звезда» - одна из лучших прочитанных мною книг о Великой отечественной войне. В историях, рассказанных  Казакевичем, как в капле воды отразилась история нашей страны, показанная через судьбы отдельных людей, оказавшихся в ситуации сложного жизненного выбора».

Ждём вас в библиотеке!

Библиотечные новости

В библиотеках БУК «Тюкалинская ЦБС» завершился цикл Месячника оборонно-массовой работы «Защитники Отечества». В рамках данного события организованы мероприятия, посвящённые Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В библиотеках-филиалах состоялись: часы мужества «Гильзы на земле Афганистана» (Солдатская библиотека), «Знать и помнить» (Атрачинская библиотека), «Воинский долг на земле не изменён» (Никольская библиотека), «Афганистан» (Красноусовская библиотека); вахта памяти «Из пламени горячих точек» (Коршуновская библиотека) и другие. Оформлены тематические информационные стенды, книжные выставки. Прошли мероприятия, посвящённые Дню защитника Отечества. Центральной детской библиотекой совместно со специалистом БУОО «Центр поддержки семьи» Песчанской М.В. для второклассников МОБУ «Тюкалинский лицей» проведён утренник «Будущие защитники Отечества». Ребята участвовали в викторинах «Военные профессии» и «Боевое оружие», соревновались в конкурсных заданиях «Собери вещмешок солдата», «Пройти по болоту», приняли участие в игре-путешествие «Помоги богатырю дойти до коня». Коршуновской библиотекой организована выставка поделок «На страже Отечества». На сайтах библиотек размещены поздравительная открытка, тематический информационный и видео-материал.

Центральной районной библиотекой продолжена публикация исторических портретов в рамках проекта «Герои на все времена». На сайте библиотеки представлен материал о Героях Советского Союза Л.М. Доваторе и А. М. Матросове.

Библиотеки БУК «Тюкалинская ЦБС» приняли участие в V Международной акции «Наши истоки. Читаем фольклор», приуроченной к Международному дню родного языка . Центральной детской библиотекой для учащихся ДШИ и Дома детского творчества организован час фольклора «К истокам слова». Центральной районной библиотекой на сайте опубликована тематическая информация с интересными фактами и высказываниями известных писателей о родном языке. В филиалах состоялись часы фольклора и русского языка.

 

День защитника Отечества

Под разными названиями в России этот день празднуется уже больше 100 лет, в первую очередь 23 февраля выступает символом уважения к истории страны и ее героям. Именно тех простых людей, которые проявили мужество. Не задумываясь, они встали на защиту Отечества, когда это было необходимо.
Поскольку праздник претерпел изменения, менялся и его смысл. Сегодня День защитника Отечества в нашей стране – это особый день, когда почитается воинская слава, отдается честь и память мужчинам и женщинам, которые участвовали и участвуют в защите Родины. И неважно, в какое время, в какую эпоху и в каких битвах. Это память о тех, кто отдал жизнь за мирное небо над головой каждого из нас. Этот день – символ памяти и уважения истории России, праздник доблести, преданности и отваги.
Мы благодарны всем тем, кто сегодня добивает тёмные силы мирового зла, защищая нашу страну от фашизма. Спасибо за вашу самоотверженность и жертвенность. Спасибо семьям и вашим друзьям, которые поддерживают вас. Крепкого всем здоровья, берегите себя. Именно благодаря вам мы все живем, работаем и учимся! Благослови вас Бог. За победу! С праздником!

Ваша библиотека

Предлагаем вашему вниманию стихи наших поэтов. Пусть поэтические строчки ваших земляков поддержат вас в трудную минуту.

 
Для детей старше 12 лет