Макаренко Антон Семенович
(1(13) марта 1888 – 01 апреля 1939)
«В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука.
Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры»
13 марта 2023 года — в Год педагога и наставника — исполняется 135-лет со дня рождения всемирно известного советского педагога и воспитателя, писателя, прозаика и драматурга, автора знаменитой ”Педагогической поэмы” Антона Семеновича Макаренко. Его книга «Педагогическая поэма» переведена на 18 языков народов СССР и 36 иностранных языков.
Макаренко вошел в мировую педагогику как создатель новаторской системы воспитания беспризорных, социально заброшенных детей. Большую часть жизни посвятил перевоспитанию трудных подростков, которые затем становились законопослушными гражданами, добившимися в жизни больших высот.
Идеи Антона Макаренко заключаются в том, что каждый человек носит в себе огромный потенциал для развития и воспитания личности, которая является носителем прогресса в любом обществе. Важным условием для развития такой личности являются специально организованные социальные условия и педагогическое воздействие.
Основа методики Макаренко – воспитательный коллектив, в котором дети связаны общими дружескими, бытовыми, деловыми целями, и это взаимодействие служит комфортной средой для развития личности.
Антон Семенович развивал теорию семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его.
Коллективизм, строгая дисциплина, постоянная занятость — на этих трех китах была построена система Макаренко. Поэтому дети, разделённые на разновозрастные отряды, не только имели самоуправление, но и трудились на собственном производстве. По мысли Макаренко, чем лучше относишься к ребенку, чем больше его уважаешь, тем больше от него нужно требовать и тем лучше он будет подготовлен к взрослой жизни.
Макаренко разработал “метод перспективных линий” — перед ребенком ставится цепочка целей, которые нужно поочередно достигать. Педагог считал обязательным соблюдение дисциплины, а вот стремления к идеальной учебе от своих учеников не требовал.
Педагогический опыт и взгляды Антона Макаренко отражены в художественном творчестве. В литературных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретическом произведении «Книга для родителей», в публицистических статьях проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развитие новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек.
Макаренко о воспитании:
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги»;
«Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира»;
«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом»;
«Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение»;
«Точный режим детского дня — совершенно необходимое условие воспитания… Привычка к точному часу — это привычка к точному требованию к себе»;
«Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование малого времени»;
«Если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».
«Писать портрет этого великого педагога какой-то одной краской нельзя – в нем было множество разнообразных оттенков, характеризующих его личность. Макаренко нельзя воспринимать или как икону, или как диктатора: его педагогический опыт, воплощенный в книгах, стал уроком и примером для педагогов разных поколений. И этот урок нам еще предстоит усвоить».
Ольга Дашковская